Когнитивные ошибки в интерфейсах

Сегодня поговорим про то, как компании используют изъяны мозга для достижения своих целей.

Предвзятость к негативным факторам

Мы придаем больше веса плохим переживаниям, чем хорошим.

Одна отрицательная эмоция равна трем положительным

Как используется в интерфейсах: компании иллюстрируют ценность продукта через отрицательный опыт, который он разрешает.

Пример: вместо того чтобы приглашать человека пройти курс по изучению дизайна, можно рассказать, как сложно найти хорошую работу и что после курса этих проблем больше не будет.

Пренебрежение основной информацией

Мы склонны игнорировать общую информацию и концентрироваться на конкретных случаях.

Как используется в интерфейсах: компании не просто делятся холодной и сухой информацией о вашем продукте — они показывают примеры использования людьми или компаниями, с которыми другие могут иметь отношения.

Пример: на сервисе по грузовой перевозке можно рассказать кейсы по использованию этого сервиса от реальных пользователей — как от бизнеса, так и от частников.

Эффект якоря

Мы склонны слишком сильно полагаться на первую представленную нам информацию (якорь) для принятия последующих решений.

Пример 1: вы ставите в качестве якоря высокую цену, а затем вычеркиваете ее и ставите рядом с ней гораздо более низкую цену.

Пример 2: прайсинг из трех цен продукта. Справа самый дорогой тариф за 18 $, по центру тариф, который немного ограничен в функционале, но стоит 6 $, а слева самый минимальный тариф за 2 $. Тариф за 18 $ будет восприниматься как якорь, и, конечно, при сравнении центральный покажется вполне себе выгодным, хотя вы по-прежнему отдадите 6 $.

Переменная награда

Наша радость от получения наград возрастает, когда награды неожиданны.

Как используется в интерфейсах: компании привлекают пользователей ежедневными предложениями, бесплатными бонусами, очками за репутацию, призами и многим другим.

Чем больше действий создается ежедневно, тем больше пользователи будут чувствовать себя подключенными к продукту.

Пример: постоянные промокоды в сервисе по доставке еды или начисление баллов за покупки в интернет-магазине.

Сделано в Лаборатории Студии Чулакова

Студия Олега Чулакова

Дизайн-студия № 1 в России по версии Tagline, лучший usability / UX в стране по версии Золотого Сайта.

Специализируется на создании сложных систем и сервисов для крупных компаний. Среди клиентов Студии Tele2, ИКЕА, МегаФон, БКС Банк, Yota и другие крупнейшие российские бренды.